Сюжетный твист: как его исполнить

2k full reads
3,7k story viewsUnique page visitors
2k read the story to the endThat's 54% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Вы знаете, что такое твист? О танце, думаю, слышали все, и даже кто-то учился его танцевать вместе с Моргуновым из «Кавказской пленницы». Но слово «твист» имеет и другие значения.

Сюжетный твист: как его исполнить

Что такое твист в литературе

Английское слово twist, которое можно перевести как «скручивать», «крутиться», чаще всего используется как название танца, популярного в 60-е годы прошлого века. Однако «твист» также название особого литературного приема. Можно сказать, что это своеобразный танец с читателями или со зрителями, потому что термин «сюжетный твист» пришёл в литературу из кинематографа. Означает он резкий поворот сюжета, буквально переворот с ног на голову. Иногда это даже серия «кульбитов», от которых у читателя аж дух захватывает и кружится голова.

От обычного поворота сюжета, о котором я рассказывала в другой статье, твист отличается, во-первых, неожиданностью, во-вторых, экстраординарностью. Он выполняет функцию своеобразной эмоциональной встряски или шока. Твист вовсе не обязательный элемент сюжета и требует особого мастерства, но, как правило, имеет успех у читателей.

Узнали кадр из фильма?
Узнали кадр из фильма?
Узнали кадр из фильма?

Признаки хорошего твиста

Хороший твист вызывает эмоциональную реакцию, которую можно передать восклицанием: «Ух ты, ничего себе!» Но и написать такой твист непросто. Чтобы он был воспринят читателем «на ура», необходимо выполнить ряд условий.

  • Неожиданность. Твист – это всегда сюрприз, хоть и не всегда приятный.
  • Логичность. Хотя этот поворот и неожиданный, но он не должен противоречить логике. Подготавливать его нужно исподволь, незаметно для читателя оставляя какие-то «следы», кусочки пазла, которые после исполнения твиста сложатся у читателя в логичную картину. И он воскликнет: «Так вот оно зачем всё было!»
  • Твист должен быть экстраординарен. Очевидное, обыденное, предсказуемое не для этого приёма. Например, если сыщик с напарником гоняются за преступником, а потом выясняется, что подозреваемый ни при чём, и надо искать другого, то это хоть и поворот сюжета, но не твист. А вот если убийцей оказывается как раз тот самый напарник, который помогал сыщику ловить преступника, то это уже ближе к твисту.
  • Твист должен повышать интерес к книге, а не разочаровывать читателя. И если вы создали обаятельный, привлекательный образ напарника детектива, а потом сделали его убийцей, то это, конечно, неожиданно и шокирует. Но вот читатель явно не обрадуется такому повороту.

Особенно хорошо исполненные твисты не утрачивают своего эффекта даже при повторном прочтении книги. Напротив, читатель ждёт этого момента, потирая руки, он хочет снова вспомнить и испытать те эмоции, что переживал, когда читал книгу впервые.

Вот такой симпатичный "твист"
Вот такой симпатичный "твист"
Вот такой симпатичный "твист"

Виды твистов

Научной или хотя бы общепринятой классификации этого приёма нет. Но я попробую выделить, на мой взгляд, наиболее часто встречающиеся виды.

Снимаем маски

Это резкое преображение персонажа, смена его типажа, ключевых характеристик, превращение из доброго в злого и наоборот. Или резкое изменения отношений между героями, например, ставшее уже классическим: «Люк, я твой отец» из «Звёздных войн». Кстати, там есть и ещё один подобный твист, когда Люк вместе со зрителями/читателями узнаёт, что Лея его сестра. Это, думаю, разочаровало немало любителей романтических историй.

Великий облом

Этот вид твиста отличается большим разнообразием исполнения. Например, герой, преодолевая трудности, совершает подвиг, но, оказывается, что он лишь пешка в руках злодея, и своим подвигом поставил мир на грань катастрофы.

К этому же виду твистов относится сюжетная ситуация, когда головокружительные приключения оказываются лишь сном. Или спасённая с таким трудом принцесса превращается в злобную тварь, от которой приходится отбиваться.

Оборотень или перевертыш

Твист происходит, когда оказывается, что герой (чаще главный) на самом деле не тот, за кого он себя выдавал. Например, в «Двенадцатой ночи» В. Шекспира выясняется, что красавец-слуга герцога, в которого влюблена графиня Оливия, — девушка.

Ещё интереснее твист, когда герой и сам себя долго считал не тем, кем или даже чем он оказался на самом деле.

Сюжетный твист: как его исполнить

Твист Крапивина

Этот вид литературного приёма назван в честь писателя Владислава Крапивина, который мастерски исполняет твист со своими читателями. Он считается подростковым писателем, что не мешает ему лихо закручивать сюжет.

Итак, суть твиста Крапивина в резком перевороте от милого к жуткому или, наоборот. Например, маленький пушистый котёнок, вызывающий умиление, внезапно превращается в злобного монстра, стремящегося вцепиться в горло.

Или жильцы одной из комнат отеля кончают жизнь самоубийством. Оказывается, виной всему висящий на стене портрет симпатичной девушки, взгляд которой сводил людей с ума.

Кстати, примеры я привела произвольные, они не из книг Крапивина, а просто отражают суть приёма. Образцом же твиста Крапивина или как, часто говорят, кодификатором можно считать его книгу «Дети синего фламинго».

Финальный твист

Неожиданный конец, который переворачивает сюжет с ног на голову или создаёт эффект шока. В качестве примера можно привести «Бойцовский клуб» Чака Паланика. В детективах Агаты Кристи тоже часто встречается этот вид твиста, например, в повести «Десять негритят».

Для чего нужен твист? Для повышения интереса, чтобы пощекотать нервы читателю и показать своё писательское мастерство.

Да, у меня есть для вас одна новость. В Журнале Дзена вышла ещё одна моя статья, касающаяся редактуры текста. Правда, постоянные читатели канала уже частично знакомы с вопросами, которые поднимаются в этой статье. Но все равно загляните.

На этом всё. До скорых встреч. Всем добра, здоровья и терпения.